Закон об усовершенствовании корпоративного управления госкомпаниями (№5593), принятый Радой 22 февраля, вводит новый инструмент – лист ожиданий владельца, в которой конкретизируются ожидания от компаний по поводу их финансовой деятельности, заявил заместитель министра экономики Алексей Соболев.
"Показателей будет немного, но как они (компании – ИФ-У) будут их добиваться, какая доходность у них должна быть, насколько они должны вырасти – это уже сами компании решают. Очень похоже, как в бизнесе работает: поставил руководителю и наблюдательному совету kpi, а они сами утверждают себе бизнес планы как их достичь", – пояснил он в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
По его словам, формирование листов ожиданий фактически заменят утверждение финансовых планов, для крупных компаний их будут формировать органы управления вместе с Министерством финансов, тогда как дальше уже финансовые планы под эти ожидания должны утверждать наблюдательные советы.
Замминистра уточнил, что такой компромисс был найден с международными партнерами, и указал, что в листах ожиданий будет где-то десяток ключевых показателей: прибыльности, доходности, ликвидности. Это отвечает принципам ОЭСР, так работает во многих европейских странах, добавил он.
Соболев подчеркнул, что в целом принятие закона об усовершенствовании корпоративного управления юридических лиц, акционером или участником которых является государство, можно считать победой, потому что он двигает всю реформу вперед и отвечает на множество вопросов, в частности четко определяет полномочия наблюдательного совета и его ответственность.
Замминистра отметил, что вместо существовавшей практики принятия политик собственности для отдельных крупных госкомпаний закон предполагает утверждение правительством единой Политики собственности, "где описано, зачем вообще оно имеет разные государственные компании, в каких секторах они нужны, а в каких нет".
"Также туда входит политика вознаграждения: сколько можно платить руководителям и членам наблюдательных советов – единая политика для того, чтобы не было спекуляций и можно было привлекать нормальных рыночных кандидатов. Дивидендная политика, ее пределы, почему мы собираем от компаний деньги, у каких компаний сколько денег должно оставаться, чтобы они могли финансировать проекты, восстанавливаться… – это все там прописывается", – пояснил Соболев.
Он уточнил, что по вопросу дивидендов минимальный уровень в 30% от чистой прибыли, как сейчас, так и остается, но будет описываться, в каких секторах, в каких компаниях могут быть одни уровни дивидендов, а в каких — другие, что делать с теми деньгами, которые не идут на эти выплаты.
"И еще стратегия приватизации, в которой определяется, почему государство владеет теми или иными компаниями и что делать с другими: какие будут ликвидироваться, какие – приватизироваться. Об этом тоже будет в документах правительства, которое все это делает", – добавил замминистра.
По его мнению, в рамках норм нового закона вся система будет работать прозрачно и с пониманием, кто за что отвечает.