Российский диктатор Владимир Путин через личные связи с наследным принцем Саудовской Аравии фактически сам выбрал специального посланника США Стива Уиткоффа как желаемого переговорщика со стороны новой администрации Дональда Трампа. Об этом 19 декабря сообщило издание The Wall Street Journal со ссылкой на американских, европейских и арабских чиновников.
По данным источников WSJ, Путин был заинтересован именно в контактах с Уиткоффом. Приглашение в Россию передал спецпредставитель Путина Кирилл Дмитриев, который использовал в качестве посредника наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана. Издание отмечает, что принц является «давним другом Дмитриева».
В Белом доме такую версию отвергли. Пресс-секретарь администрации США Анна Келли заявила WSJ, что решение о назначении Уиткоффа принял лично Дональд Трамп, а «предположение, что иностранные государства могли повлиять на это решение, является абсурдным».
Журналисты WSJ также описали историю знакомства Уиткоффа с наследным принцем. По словам собеседников издания, во время визита Уиткоффа в Саудовскую Аравию Мохаммед бин Салман сам предложил представить его российской стороне. При этом Саудовская Аравия, как утверждают источники, уже много лет предлагает США свое посредничество в переговорах о завершении войны в Украине.
При этом Москва выдвинула жесткое условие для встречи: Уиткофф должен был приехать в Россию один — без сотрудников ЦРУ, дипломатов и даже без переводчика.
WSJ пишет, что Путин заранее изучал психологические профили окружения Трампа, в том числе Кита Келлога, которого президент США назначил посланником по вопросам России и Украины. В отчетах российской разведки отдельно подчеркивалось, что дочь Келлога руководила благотворительной организацией в Украине, что в Кремле расценили как тревожный сигнал.
Во время первой встречи Уиткоффа с Путиным представитель США, по данным издания, делал подробные записи из лекции диктатора о «тысячелетней истории России». Сам Путин в это время оценивал, действительно ли его собеседник настолько открыт к российскому взгляду, как это следовало из его профиля.
В декабре Уиткофф завершил уже шестую поездку в Москву, а его разговор с Путиным продолжался до полуночи. При этом он до сих пор ни разу не посетил Украину. Представитель Белого дома сообщил WSJ, что Уиткофф летает в Россию на своем частном самолете и оплачивает все расходы самостоятельно. В некоторых поездках его сопровождала его партнерша Лорен Олайя, бывшая профессиональная гольфистка и телеведущая.
Издание напоминает, что десятилетиями американские чиновники, посещавшие Россию, получали инструкции по так называемым «Московским правилам» — перечню мер безопасности против слежки, вербовки и компрометации со стороны российских спецслужб.
«Появление Уиткоффа как посланника в Кремле — это отчасти история о маневрах Путина, направленных на то, чтобы отодвинуть профессиональных дипломатов и пожать руку миллиардерам», — пишет WSJ. Журналисты отмечают, что для Трампа, скептически настроенного к традиционным институтам и альянсам, личная лояльность старого друга оказалась важнее.
В то же время издание подчеркивает, что остается открытым вопрос: воспринимает ли Путин этот канал «бизнесменов-дипломатов» как искренний путь к миру или же бывший офицер КГБ ведет сложную игру, пытаясь использовать ценности Трампа и втянуть его в ловушку.






































































