Президент России Владимир Путин вчера выступил с громким заявлением, обвинив Украину в якобы ударах по линиям энергоснабжения временно оккупированной Запорожской АЭС и фактически пригрозив ответным ударом по украинским атомным электростанциям. Кремлевский диктатор подчеркнул, что «в Киеве должны задуматься, что на территории Украины есть АЭС, и Россия может ответить зеркально». Это заявление прозвучало на фоне постоянных сообщений о повреждении линий питания ЗАЭС, которые критически важны для обеспечения безопасности станции и охлаждения реакторов. Украинская сторона, а также мировые эксперты неоднократно указывали, что именно российские обстрелы создают угрозу, а оккупанты используют территорию станции как военную базу. Кроме того, в настоящее время Россия активно готовится к переподключению ЗАЭС к своей энергосистеме, прокладывая новые линии электропередач.
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать эту опасную информацию военного эксперта, полковника запаса ГШ ВСУ Олега Жданова, чтобы выяснить, действительно ли Путин способен «вырубить» все украинские АЭС и какими должны быть действия Украины на такие откровенные угрозы:
– Путин хочет, чтобы мы молча наблюдали за тем, как он подключает ЗАЭС к электросети Российской Федерации. Поэтому он и угрожает, что будет наносить удары по нашим атомным станциям.
Мы не наносим удары по этой станции. У нас в начале боевых действий были попытки ее освобождения, но они не достигли какого-либо успеха, и поэтому мы прекратили это. Это Российская Федерация хранит технику и боеприпасы на территории станции. И на боевые порядки по Никополю и Марганцу выходят реактивные системы залпового огня с территории АЭС. Это все знают, МАГАТЭ это видит, но Путину нужно, чтобы мы не вмешивались.
Там, возле ЗАЭС, строят огромную подстанцию. Дело в том, что мы успели перейти на европейскую частоту и на европейский стандарт в производстве электроэнергии. И теперь для того, чтобы подключить ЗАЭС к российской сети старого советского стандарта, нужно построить подстанцию, которая будет синхронизировать одно с другим. Вот там могут быть наши удары, но это не атомная станция, это находится недалеко от атомной станции.
Ну, а Путин хочет, чтобы мы вообще не трогали, или он еще готовит почву. Фактически их угрозы — это объявление будущих планов. И здесь, относительно того, может ли он погасить наши АЭС или нет, ответ — да, может.
И для этого не нужно бить по самим станциям, для этого нужно бить по подстанциям, которые транзитируют электроэнергию атомных станций. Потому что там, как только падает нагрузка на реакторы резко, реактор переходит в режим аварийной остановки. А потом для того, чтобы его запустить, нужно не менее двух недель, по крайней мере так говорят энергетики. Поэтому достаточно разгромить несколько ключевых подстанций возле атомных, и атомные станции встанут.
– Но где же тогда заявления генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси? Каковы его реальные действия в этой ситуации?
– В любой международной организации, где участвует РФ, они никогда не жалели денег. И тот же Гросси понимает, что если он начнет говорить правильные вещи и действовать, особенно, потому что говорит-то в основном он правильные вещи, то Россия просто прекратит финансирование этого МАГАТЭ, и оно загнется.
То есть они [МАГАТЭ] под полным контролем. Я не хочу ни в коем случае обвинять, потому что у меня нет таких данных, получал ли Гросси дополнительные денежные вознаграждения от РФ или нет, но, судя по тому, как Россия покупает чиновников и политиков по всему миру, думаю, что что-то он получал, какие-то подарки. Поэтому он и ведет себя соответственно.
Почему до сих пор РФ не лишена лицензии на строительство атомных реакторов в Венгрии и Турции? Ну, это же можно было сделать, чтобы «Росатом» перестал получать валюту? Да, можно и нужно было сделать, но МАГАТЭ этого не делает.