Как система распространения информации превратилась в настоящую угрозу для взаимоотношений в обществе
Пересадочная станция "Майдан Незалежності – Хрещатик". Утро. Час пик. Толпа народа вносит меня в вагон и прижимает почти вплотную, лицом к лицу к китаянке. Вернее, это мне почему-то подумалось, что девушка из Китая. Она была просто азиатской внешности. Но в голове сразу дурацкие мысли — ууу, коронавирус…
Девушка тут же чихает. Я практически автоматически делаю нелепое движение в переполненном вагоне, отворачиваясь в противоположную сторону. Ну да, так я ведь уже точно не заболею.
Казалось бы, я — взрослый здравомыслящий и, не побоюсь этого слова, информированный человек. Но под влиянием информационного шума начинаю творить странные вещи.
Прошло ровно 14 лет, как я работаю в журналистике. Нужно сказать, за это время очень многое изменилось. Появление информации, ее подача, восприятие ее людьми. Такое впечатление, что за это время прошло как минимум столетие. Настолько все сейчас выглядит иначе.
Эффект снежного кома
Возьмем тот же коронавирус. Нет, это не инфекционная эпидемия. Это, в первую очередь, эпидемия информационная. Информационный вирус. И он гораздо более опасный, чем тот несчастный штамм с китайского рынка. Ну сколько ещё таких появится?
Вокруг потенциально важной темы так много шума, что она превращается в снежный ком, который стремительно несется и давит все вокруг, причиняя вполне ощутимый вред. Эксперты уже прогнозируют падение продаж Apple, в Китае закрывают американские магазины, люди боятся заказывать на AliExpress, ездить в отпуск в Китай, общаться с людьми и так далее.
Избыточная и непроверенная информация изо всех углов порождает панику. А паника ничего хорошего в себе не несет, кроме разрушения. Сколько бы не старались подлинные дипломированные эксперты и серьёзные СМИ распространять реальные факты, все это в итоге попадает в умы людей с массивной примесью мифов и страшилок.
Так работает система распространения массовой информации в наши дни.
И так было далеко не всегда.
Сравним информповод “коронавирус” 2020 года с информповодом “свиной грипп A/H1N1” 2009 года, от которого, на минуточку, официально в Украине скончалось 17 человек. Первое, что бросается в глаза, — появился выразительный панический период, когда по сути собственно ничего еще не произошло. Но уже есть тонны ужасающей информации. Сейчас в Украине пока нет заболевших, зато в интернете уже можно заказать фейковую вакцину за 2500 грн.
Появился выразительный панический период, когда по сути собственно ничего еще не произошло. Но уже есть тонны ужасающей информации.
Информшум вокруг свиного гриппа в 2009 году держался пару осенних месяцев.
Информшум вокруг коронавируса, я думаю, продлится гораздо дольше. Если к тому же в Украине появятся хотя бы единичные смертельные случаи. То есть информповод будет подкармливаться событиями. Или намеком на них.
Когда интернет был маленьким
В 2009 году во ВКонтакте постили котиков, делились анекдотами и фотожабами. А информацию люди, главным образом, получали из телевидения. В 2020-м любой политик, эксперт или просто интересный чувак стал медиа, а в Telegram за $200 можно раскрутить информационный канал на 20 000 подписчиков. Порог входа на рынок информации – практически нулевой.
Я хорошо помню интернет 2006 года, когда я, работая в информационном центре Коммерсанта, можно сказать, с легкостью мог за день отмониторить все главные публикации в интернете.
Интернет был, как бы это правильно сказать, узеньким. Довольно просто можно было отличить сливы и вбросы информации, которые происходили через несколько хорошо известных всем и раскрученных “помоек”. Все остальное в принципе было именным и прозрачным.
Я хорошо помню интернет 2006 года, когда я, работая в информационном центре Коммерсанта, можно сказать, с легкостью мог за день отмониторить все главные публикации в интернете.
Читайте также: The Wall Street Journal: Коронавирус закрывает Китай от внешнего мира и угрожает мировой экономике
Отраслевые и широкопрофильные сайты начинали формировать вокруг себя аудиторию постоянных читателей. Это с большой уверенностью были живые люди (читатели), оставляющие, хоть и анонимно, логичные, связанные с темой комментарии по теме статьи.
Потом появились новостные агрегаторы, которые размыли этот мирок.
Потом появились кликофермы, которые его наполовину уничтожили. Стало сложно понять, какой клик принадлежит живым людям, а какой — машинам.
Потом появились боты, которые добили остатки людских сообществ в сети. Кроме сообществ-старожилов (например, старые профильные форумы), которым удалось каким-то чудом уцелеть.
Каждому по пузырю
Сейчас мы живем в мире необъятного информационного потока, где каждый сам собирает под себя медиа-пузырь, в котором ему комфортно существовать. И он готов отстаивать его до последнего перед обладателями других медиа-пузырей в попытках доказать, чья правда правдивее.
Читайте также: Правила фейкових новин на прикладі пожеж в Австралії
Речь не идет о каких-то умных, глупых, менее подкованных или более подкованных людях.
Нет, я почти уверен, что каждый из нас живет в своем медиа-пузыре, состоящем из реальных фактов и всякой фигни, которая притягивается в этот бабл подсознательно. Фобиями, эмоциями, друзьями, кругом общения. Как я уже писал, практически нет порога входа на рынок распространения инфы. То есть пузыри множатся и раздуваются.
Я бы мог здесь сделать вывод, что люди устанут от медиа-шума, одумаются и начнут читать проверенных авторов и платить за качественный контент.
Но мне так не кажется. Нет, не станут.
Почему-то мне больше верится в то, что дальше будет только хуже. Отталкиваюсь тут от обратного. Нет пока такого явления, которое бы могло противостоять этому снежному кому. Не родился ещё тот супергерой. А значит, ком будет катиться дальше, набирая скорость. Прямо на нас.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і YouTube