Накануне Дня независимости Украины была публично представлена новая украинская крылатая ракета «Фламинго» — FP-5 с радиусом действия до 3000 км и мощной боевой частью до 1150 кг, уже запущенная в серийное производство компанией Fire Point. Украина планирует нарастить производство до 210–250 ракет в месяц осенью 2025 года. Такая ракета позволяет поражать до 90 % предприятий российского военно-промышленного комплекса, включая стратегические объекты в глубоком тылу РФ. В то же время хорошо зарекомендовал себя и ударный комплекс «Нептун» (в частности его «длинная» версия), который остается актуальным, особенно для ударов по морским и прибрежным целям.
В этом контексте мы обратились за комментарием к Олегу Жданову, военному эксперту и полковнику запаса ГШ ВСУ. Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать информацию о новых украинских ракетах и их потенциальном влиянии на ход боевых действий, а также узнавало, как эти ракеты могут быть использованы для ударов по территории России:
Дело в наличии и количестве ракет. У нас каждый праздник представляют ракеты. Я вам напомню, что ровно год назад, в 2024 году, в День независимости лично президент Зеленский представил ракету «Паляница» и ракету «Пекло» — и что? Год прошел — и все. Единственное, что о «Нептуне» можно сказать, в отличие от тех двух ракет, это то, что если в сообщении Генштаба мы читаем, что Военно-морские силы нанесли удар по Крыму, то можно предположить, что это были «Нептуны». Но это не факт. Это только предположение. Это картина наличия. Фактически у нас получается политический популизм: красивые фразы, красивые презентации.
Что касается военной составляющей, что они могли бы сделать. При соответствующем количестве, при нанесении массированных ударов по отдельным объектам, есть вероятность того, что мы могли бы выбить российские отрасли экономики в полном объеме, такие как энергетика, нефтеперерабатывающая отрасль, газотранспортная, газоперерабатывающая отрасль. Дело в том, что от них зависит боеспособность российской армии. Это возможно, но на сегодняшний день, скажем так, в каждом бочонке меда есть своя ложка дегтя, так вот мы уже отстаем по технологическому развитию в том смысле, что мы сегодня продолжаем разрабатывать и пытаемся организовать производство крылатых ракет.
А давайте посмотрим на нашу статистику, как мы боремся с российскими крылатыми ракетами. Мы их довольно эффективно сбиваем. Вероятность сбивания — до 90 %, даже иногда больше. А вы думаете, в РФ хуже ПВО? Нет, я думаю, что они смогут бороться с крылатыми ракетами.
Сегодня нужно производить баллистические ракеты, против которых нет средств ПВО в РФ. Тот же С-400, который там «аналоговнетный» в мире, у него вероятность сбивания баллистической ракеты 30% при расходе 2 ракет на одну. То есть для того, чтобы сбить одну ракету, нужно потратить две, и при этом вероятность сбивания составит 30-40 %, не более того.
Но на сегодняшний день имеем то, что имеем. Если бы у нас были сотни этих ракет, то да, мы могли бы влиять. Насколько эффективно — трудно сказать, все зависит от плотности этих комплексов ПВО в РФ, но я думаю, что, как говорится, чем дальше в лес, тем толще партизаны, то есть чем дальше от нашей границы, тем меньше плотность российского ПВО. И мы убеждаемся в этом на тех производствах, которые мы атакуем дронами. На видео, которые выкладывают местные российские жители, кроме треска максимум пулеметов мы больше ничего не слышим. Автоматы и пулеметы, редко когда работают «Панцирь С-1», или «Оса» или какое-то другое средство ПВО.