Денис Алешин, директор по стратегическому развитию ООО "УкрЛитийВыдобування"
Меня часто спрашивают: “Почему в Украине столько разговоров о литии, но его до сих пор не добывают? Неужели это так сложно? Или есть другие причины?” Действительно, в нашей стране есть огромные месторождения, разведанные еще в советские времена. Но до недавнего времени они мало интересовали инвесторов и потенциальных потребителей. За последние 10-12 лет отраслевая структура потребления лития радикально изменилась. И это пойдет на пользу Украине.
История вопроса
С 2000 по 2008 год глобальное потребление лития ежегодно росло примерно на 10%. После провала в 2009 году, который был связан с финансово-экономическим кризисом, общий тренд возобновился и был относительно устойчивым до 2012 года. В это время главным потребителем лития были производители стекла, керамики и стеклокерамики. По состоянию на 2010 год они закупали примерно треть всего литиевого сырья, несмотря на то, что в мобильных гаджетах и других устройствах уже с середины 90-х использовались литий-ионные аккумуляторы.
Этот период отличался относительно небольшими объемами потребления лития и других редких металлов, поэтому не было необходимости инвестировать сотни миллионов долларов в развитие новых месторождений не только в Украине, но и в других частях света. Этот спрос полностью закрывали сырьевые компании, которые уже были опытными игроками.
Их продукции хватало и на первые электромобили, которые преимущественно имели малопривлекательный дизайн и ограниченный пробег на одном заряде.
Однако летом 2012 года кое-что случилось – в свободной продаже появился автомобиль с электрическим приводом, впервые соответствующий двум критериям: он был фантастически привлекательным и мог проехать на одном заряде более 400 километров. Это Tesla Model S от Илона Маска, которая с небольшими изменениями до сих пор сходит с конвейера и пользуется большим спросом.
Литиевая революция
Именно появление этого лимузина перевернуло автомобильный мир и привело к литиевой революции, подхваченной другими автопроизводителями. Если к 2012 году Tesla производила несколько сотен электромобилей в год, то в прошлом году этот показатель превысил 1 миллион 300 тысяч машин нескольких моделей! Всего в прошлом году продажи легковых транспортных средств с электроприводом составили почти 7,7 миллиона единиц. Это 13% от глобальных продаж всех легковушек.
В этом месте упомяну, что в батареях одной Tesla Model S используется 63 килограмма карбоната лития или 12 килограммов чистого лития. Все желающие могут с помощью калькулятора посчитать и понять почему за эти 11 лет потребление этого металла увеличилось в 5,5 раза до 123 тыс. тонн, а доля автопроизводителей в этом показателе достигла 63%.
Отсюда вывод: именно автомобильные концерны являются локомотивом развития всей литиевой индустрии. Если бы не было такого спроса, то добывающим компаниям было бы некому продавать свои минералы.
Перспективы для Украины
Плохая новость в том, что все это время Украина находилась на периферии технологической революции. Украинские месторождения мало кого интересовали, потому что аналогичные залежи есть по всему миру. Некоторые из них более перспективны с точки зрения простоты и себестоимости добычи, логистики и, что наиболее важно, надежности юрисдикции. Лидеры по производству литиевого сырья — Австралия, Чили и Китай.
КНР не зря оказался среди лидеров по добыче и поставке литиевого сырья. По состоянию на сегодняшний день именно китайские компании являются крупнейшими в мире разработчиками технологий для аккумуляторных батарей, которые также используют американские и европейские автоконцерны. Это компании BYD, CATL, Sunwoda и т.д. То есть, локальные производители машин и батарей подтянули за собой производителей сырья и компонентов.
Но развитие продолжается. И в этом позитивная новость для Украины! Даже две.
Во-первых, расчеты профильных аналитических центров свидетельствуют, что уже в ближайшие годы спрос на литий и другие минералы, используемые в автомобильных батареях, превысит возможности существующих добывающих компаний. Весь мир уже ищет возможности удовлетворить растущий из года в год спрос на электромобили.
Во-вторых, доминирование китайских технологий вызывает определенную обеспокоенность в США и ЕС, которые пытаются найти замену сырью и технологиям из КНР. Наиболее радикальные политики даже заявляют о создании так называемого China-free supply chain. То есть цепочки поставок, в которой не будет компаний и сырья из Китая.
Все это дает возможность Украине наконец стать активным участником мировой литиевой гонки, обратив на себя внимание автопроизводителей, которые диктуют правила игры. Ведь именно они являются конечным потребителем лития! И их потребность и доля в глобальном потреблении будет только расти.
В силу некоторых отраслевых особенностей, у украинского лития будут сильные рыночные позиции в европейском регионе. Но в странах ЕС также работают китайские и американские производители батарей и электромобилей. Поэтому они должны заинтересоваться добычей, обогащением и переработкой литийсодержащих руд из Украины. А они, как уже доказано в лабораторных условиях, подходят для использования в автомобилях.
Именно благодаря спросу и инвестициям от глобальных автопроизводителей, добыча лития в Украине наконец-то станет реальностью.